Кабельные краны
Кабельный кран — это кран, у которого грузоподъемный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам (рис. 1.6).
Кабельные краны бывают с радиальным и параллельным перемещением. У кранов с радиальным перемещением одна башня находится на месте, у кранов с параллельным перемещением одна башня является машинной, а вторую, приводную, перемещают по радиусу вокруг стоящей башни.
Кабельные краны используют на строительных работах (при постройке мостов, плотин, шлюзов и т.д.), на открытых горных разработках, для обслуживания складов леса и сыпучих грузов, на целлюлозно-бумажных комбинатах и в других отраслях промышленности, а также в качестве средств переправы через реки и ущелья.
Кабельные краны бывают одно- и многопролетными с промежуточными опорами для поддержания рабочих канатов.
Пролеты кабельных кранов достигают 200… 600 м, а в отдельных случаях — 1000 м и более. Легкие краны для временных работ приспособлены для перевозки на автомашинах и имеют пролеты 75…156 м.
Грузоподъемность крюковых и грейферных кранов — 3…25 т, для штучных грузов — 100… 150 т.
Скорость передвижения груза (тележки) — 8… 10 м/с.
Максимальная величина провеса несущих канатов принимается равной 4…5 % длины пролета.
Краном управляют из кабины, размещаемой в пункте, откуда хорошо просматривается весь пролет.
Кран должен быть оборудован устройством автоматической остановки механизмов передвижения опор в случае забегания одной из них по отношению к другой на величину, превышающую установленный проектом показатель.
Кран должен быть оснащен ограничителем грузоподъемности, срабатывающим при превышении паспортной грузоподъемности не более чем на 25%. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть возможно только опускание груза.
Краны с подвижными опорами должны быть оборудованы анемометром, подающим звуковой сигнал при скорости ветра, превышающей указанную в паспорте.
Машинное помещение, кабина управления, головки башен крана должны быть оснащены телефонной связью, позволяющей осуществлять одновременно связь между всеми пунктами.
Статистические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25 % превышающей его паспортную грузоподъемность, а динамические испытания проводятся нагрузкой, на 10 % превышающей его паспортную грузоподъемность.
Вертолетные краны
Вертолетные краны используют при выполнении монтажных работ в местах, где применить обычные грузоподъемные механизмы не представляется возможным. Их используют в промышленном строительстве, при сооружении мостов, подъеме стальных дымовых труб, монтаже аппаратов и колонн, сооружении нефте- и газопроводов, опор линии электропередач, оборудовании систем очистки газов и т.д.
На монтажных работах чаще используют вертолеты Ми-6 и Ми-10К грузоподъемностью 10 т.
Вертолеты могут поднимать значительные грузы на большую высоту. В практике монтажных работ имеется много примеров рационального использования вертолетов. Так, при монтаже линии электропередач в труднопроходимых местах монтаж опор целиком производится вертолетами.
Опору в стороне от места монтажа укрупняют, целиком поднимают и переносят вертолетом к месту монтажа. Затем ее опускают на предварительно подготовленные фундаменты. После установки опору выверяют и затягивают фундаментные болты. Строповка заключается в подвешивании каната к раме вертолета и соединении его с монтируемой опорой.
Основное преимущество вертолетов в том, что они способны подниматься в воздух без специальной взлетной площадки, останавливаться в воздухе (висеть в воздухе) и опускаться на любую площадку. В практике стропально-монтажных работ вертолеты получили название воздушного крана.
Дальнейшее применение вертолетов будет способствовать развитию индустриальных методов монтажа и сокращению сроков строительства.
Портальные краны
Портальный кран (от лат. porta — вход, ворота) — это кран поворотный на портале, предназначенный для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных работ на больших открытых площадках.
На П-образном портале портального крана размещается поворотная крановая часть — платформа, механизмы, стрела, связанная с порталом опорно- поворотным устройством. Портал крана опирается на четыре ноги с ходовыми тележками, передвигающимися по подкрановому пути.
Портальные краны применяют для перегрузочных работ в портах и на открытых складах, сборочных и ремонтных работ в судостроении, обслуживания строительных, навалочных и гидротехнических работ, в морских и речных портах, на строительных площадках, промышленных предприятиях. Поворотную часть кранов устанавливают на различные опорные конструкции — порталы.
Пролет портала или полупортала зависит от числа перекрываемых железнодорожных путей. Различают одно-, двух-, трех- и многопутные порталы.
Грузоподъемность портальных кранов — до 300 т, наибольший вылет стрелы — до 35 м, у судостроительного портального крана — до 100 м.