Мостовые краны
К мостовым кранам относятся краны, у которых несущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановой путь, Грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемещающемуся по мосту (рис. 1.4).
Основные параметры мостового крана: грузоподъемность, размеры пролетов, высота подъема крюка (грузозахватного органа), скорость подъема груза, скорость передвижения крана и тележки, режим работы и т.д.
Ходовые колеса монтируются на концевых балках моста.
Крановая тележка мостового крана состоит из рамы с ведущими и ведомыми колесами. На раме устанавливаются механизмы передвижения тележки и подъема груза. Тяжелые краны оборудуются двумя механизмами подъема.
Механизм передвижения моста крана состоит из электродвигателя, тормоза, редуктора, трансмиссионного вала и ходовых колес.
Кабина крановщика устанавливается под галереей моста с противоположной стороны от главных троллейных проводов.
Основные причины аварий: обрывы стальных грузовых канатов, неисправность тормозов, неисправность предохранительных устройств, хрупкие разрушения металлоконструкций, обрыв крюков.
На мостовых кранах применяются следующие приборы и устройства безопасности:
- звуковой сигнал;
- ограничители хода крана (концевые выключатели);
- ограничители хода крановой тележки; ограничители подъема крюка;
- ограничители грузоподъемности; устройство для снятия напряжения с крана при выходе крановщика на галерею;
- упоры на концах крановых путей.
Рис. 1.4 Мостовой кран
1 — мост; 2 — механизм передвижения; 3 — грузовая тележка; 4 — механизм подъема; 5 — механизм передвижения; 6 — ходовое колесо; 7 — подкрановый путь; 8 — троллеи; 9 — токосъемники
Козловые краны
Козловой кран — кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановой путь при помощи двух опорных стоек (рис. 1.5).
Козловые краны широко используются для производства погрузочно- разгрузочных работ на открытых складах. С их помощью можно производить операции с контейнерами и другими штучными грузами.
Основные параметры козлового крана такие же, как у мостового крана.
По конструкции козловые краны подразделяются на консольные и безконсольные.
Наличие консолей позволяет одновременно перекрывать складские площадки, автомобильные и железнодорожные подъездные пути грузовых фронтов.
Рис. 1.5 Козловой кран
а — кран КК-32/5т; б — кран КК-К-12,5М; 1 — ригель; 2 — опора; 3 —механизм передвижения крана; 4 — кабина управления; 5 — грузовая тележка
Крановая тележка ходит по рельсовым путям, уложенным на верхней ферме ригеля, или по монорельсу, укрепленному на нижней ферме.
Козловой кран имеет четыре опорные тележки, две из которых опорно- ходовые, состоящие из электродвигателя с тормозом, эластичной муфты, червячного редуктора и ходовых колес.
Грузоподъемная лебедка состоит из электродвигателя с тормозом, эластичной муфты, редуктора и канатного барабана.
Механизм подъема груза устанавливается на крановую тележку, которая имеет опорные катки и направляющие блоки грузового каната.
На легких кранах вместо крановой тележки устанавливается тельфер.
На козловых кранах применяются следующие приборы и устройства безопасности:
- звуковой сигнал;
- ограничитель хода крана;
- ограничители движения крановой тележки;
- ограничитель подъема крана;
- противоугонные устройства;
- анемометр;
- упоры;
- захваты.
Техническая характеристика козловых кранов приведена в табл. 1.2.