Добрый день, дорогие друзья.
Сегодняшняя тема грузоподъемным кранам и устройствам. В ней рассматриваются общие сведения о грузоподъемных кранах, устройствах, типов кранов, основные их характеристики (грузоподъемность, вылет, грузовой момент, высота подъема, пролет, глубин опускания, скорость перемещения).
Более подробно рассмотрены — стреловые самоходные краны, башенные краны, мостовые краны, козловые краны, кабельные краны, вертолетные краны, портальные краны. Из устройств — крюковые подвески кранов, их назначение и браковка, грузоподъемные устройства, приборы и устройства безопасности, применяемые на грузоподъемных кранах, нормы браковки элементов грузоподъемных машин.
Рассмотрены основные аварийные ситуации и несчастные случаи при работе с грузоподъемными кранами.
Общие сведения
По конструкции грузоподъемные краны подразделяются на следующие типы:
- стреловые, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, трубоукладчики, мачтовые, консольные, настенные, краны-манипуляторы);
- мостовые, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающейся по мосту (мостовые, козловые, полукозловые);
- кабельные, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах (кабельные, кабельно-мостовые).
Грузоподъемные краны также подразделяются:
- по виду грузозахватного органа (крюковые, грейферные, магнитные, штыревые, литейные, траверсные, копровые, закалочные, контейнерные и др.);
- возможности перемещения (стационарные, самоподъемные, переставные, передвижные, прицепные, самоходные);
- виду ходового устройства (на гусеничном ходу, на колесном ходу, автомобильные, на спецшасси автомобильного типа, пневмоколесные, рельсовые, железнодорожные, шагающие, плавучие);
- виду привода (ручные, электрические, механические, гидравлические, комбинированные, пневматические).
Грузоподъемные краны имеют следующие основные параметры.
- Грузоподъемность крана (Q, т) — наибольшая допустимая масса поднимаемого груза, включая массу съемного грузоподьемного приспособления, на подаем которой рассчитан кран в заданном режиме работы.
- Вылет (L, м) — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа.
- Момент грузовой (М, т м) — произведение величины вылета и соответствующей ему грузоподъемности: М= QL.
- Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
- Пролет — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
- Глубина опускания — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении (она равна 5 м в рабочем положении),
- Скорость подъема (опускания) груза — скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
- Скорость передвижения крана (тележки) и скорость передвижения крана (тележки) в установившемся режиме движения.
Основные параметры крана указываются в его паспорте и должны найти отражение в производственных инструкциях для крановщиков и стропальщиков.
На грузоподъемных машинах применяются следующие тормоза:
- ленточные — торможение осуществляется за счет трения гибкой стальной ленты по поверхности тормозного шкива. В качестве привода используются электромагниты или гидротолкатели;
- колодочные, состоящие из двух колодок, прикрепляемых к тормозным рычагам, которые под действием замыкающего устройства (сжатой пружины, массы груза) плотно накладываются на поверхность тормозного шкива;
- дисковые торможение осуществляется за счет прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, неподвижным диском.