При выполнении стропальных работ кроме стальных канатов применяют сварные и штампованные цепи (рис. 2.21).
Для сварных цепей используют мягкую легированную сталь круглого сечения с пределом прочности на разрыв 370…450 МПа.
Звенья цепи имеют овальную форму. Якорные цепи используют с распорками и без них.
Для грузовых стропов применяют некалиброванные цепи. Условное обозначение некалиброванной цепи из прутка диаметром 6 мм с шагом звена 16 мм: цепь СН6 х 16, ГОСТ 2319—81.
На стропальных работах наибольшее распространение получили сварные цепи.
Цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, должны иметь свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствга с ГОСТ, по которому они изготовлены. В табл. 2.3 приведены значения коэффициента запаса прочности сварных и штампованных цепей.
Цепи сращивают электро- или кузнечно-горновой сваркой новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После этого ее испытывают нагрузкой, которая в 1,25 раза превышает номинальную грузоподъемность цепи.
Преимущества стальных цепей:
- гибкость;
- простота конструкции;
- технологичность;
- способность огибать острые грани без подкладок.
Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных цепей
Таблица 2.3
Цепь | Коэффициент запаса прочности для привода | |
---|---|---|
ручного
|
машинного
|
|
Грузовая, работающая на гладком барабане |
3
|
6
|
Грузовая, работающая на звездочке (калиброванная) |
3
|
8
|
Для стропов |
5
|
5
|
Недостатки стальных цепей:
- большая масса;
- возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия трещин;
- необходимость контроля за состоянием звеньев цепи.