Мы уже разбирали в статье причины повреждений подшипников. Несомненно, мы хотим, чтобы выходов из строя подшипников было как можно меньше. Как этого добиться? Один из способов — регулярный осмотр подшипников.
Цель осмотра подшипников – обнаружить:
— несоответствие температуры, уровня масла и других контролируемых параметров нормам
— необычные шумы, звуки или вибрацию
— розливы или потеки технических жидкостей (смазок, масел) вокруг подшипников
— нарушение или трещины корпуса подшипника
Контроль температуры
Повышенная (по отношению к нормативу) температура свидетельствует о ненормальной работе подшипникого узла, приводит к дегродации смазки. Скачки температуры необходимо фиксировать и выяснять их возникновении.
Длительная работа при температурах более 125 С приводит к существенному снижении долговечности ПК.
Температуру контролируют при помощи штатных систем контроля, переносных термометров и органолептически.
Основные причин повышения температуры:
— недостаточное или избыточное смазывание
— повышение нагрузки
— загрязнение смазочного материала
— малый или чрезмерный натяг в подшипнике
— высокое трение в уплотнителях
Контроль шума (органолептический)
В хорошем состоянии подшипник генерирует тихий, слегка жужжащий (шелестящий) равномерный шум. Стуки, свист, скрипы, металлический звук (и другие необычные звуки) указывают на ненормальное состояние ПК. Дефекты, вызывающие шум подшипников, необратимы и требуют замены подшипника.
Визуальное наблюдение
Уплотнения защищают подшипниковый узел от грязи и удерживают смазку в корпусе подшипникого узла. Недостаток смазки, изменение цвета или потемнение при загрязнении, изменение консистенции и т.п. приводят с скоротечному выходу подшипника из строя.
Если смазочный материал вытекает из подшипникого узла, следует проверить: состояние уплотнений и пробок сливных отверстий, уплотнения стыков деталей разъемного корпуса подшипникого узла. Возможно деструкция избытка пластичной смазки при перемешивании (избыточное маслоотделение). Хотя в правильно смазываемых, защищенных от загрязнения и влаги подшипниках износ практически отсутствует, при разборках узлов рекомендуется осматривать подшипники и проверять состояние уплотнений. Войлочные и другие контактные уплотнения должны быть своевременно заменяться. Надежные уплотнения (лабиринтные, постоянно наполненные пластичной смазкой) требуются для эксплуатации сравнительно ответственных машин и при контакте подшипниковой опоры и горячих (коррозионно-активных) жидкостей и газов.
Визуальный контроль подшипников после разборки
Для визуального контроля используют маленькое зеркало и зонд с закругленным концом. Целью контроля является обнаружение локальных дефектов: задиров, вмятин, царапин, раковин, трещин, зеркально заполированных участков, изменений цвета металла (цветов побежалости). Отсутствие каких либо повреждений, равномерное вращение, зазоры, соответствующие номинальным – требования, необходимые для повторного использования подшипников. Наличие дефектов при малой наработке подшипников требует тщательного анализа и установления причины их возникновения.
Контроль вибрации
Практически все дефекты, возникающие при изготовлении, монтаже и эксплуатации подшипника качения, оказывают влияние на параметры вибрации. По мере возникновения дефектов изменяются макро- и микрогеометрия подшипников, свойства сил трения, условия нагруженности. Возникают нелинейность и анизотропность сигнала вибрации, меняется соотношение между случайной и периодической составляющими сигналами вибрации, возникают ударные импульсы, возбуждающие широкополосную вибрацию подшипникого узла, низкочастотная вибрация. Для мониторинга параметров вибрации подшипников качения используют различные стратегии и подходы.
По материалам справочника «Неразрушающий контроль»