Наиболее распространенные дефекты подшипников качения, симптомы, причины и способы устранения
Условные обозначения: 1 — интенсивный нагрев подшипника (опоры); 2 — повышенный или необычный шум подшипника; 3 — малая наработка подшипника (частый выход из строя и замена); 4 — вибрация подшипника; 5 — неудовлетворительная работа машины; 6 — затрудненное проворачивание вала в подшипнике.
О том как правильно подобрать пластичную смазку для подшипников и причинах повреждения подшипников вы можете ознакомиться в следующих статьях:
Причины повреждения подшипников
Симптомы неисправ-ностей
|
Виды дефекта, причина
|
Способ устранения
|
Эскизы
|
1, 2, 3, 6
|
Неправильный выбор смазочного материалаОшибка конструктора, производителя, обслуживающего персонала, неподходящий для данных условий сорт масла или пластичной смазки | Провести консультации с производителями смазочного материала. При изменении сорта масла/смазки следует проводить испытание старого и нового материала на смешиваемость | |
Недостаточное смазываниеНизкий уровень масла. Утечка масла через уплотнения. В корпусе недостаточно пластичной смазки | Привести кол-во масла(смазки) в соответствие с ТД.Уровень масла в подшипнике должен быть немного ниже середины нижнего тела качения.Корпус должен быть заполнен пластичной смазкой от 1/3 до 1/2 свободного объема | ![]() |
|
1, 6
|
Избыточное смазываниеКорпус излишне заполнен пластичной смазкой / уровень масла высокий. Результат — повышенные потери на трение (из-за барботажа — перемешивания) и нагрев ПК | Привести кол-во масла(смазки) в соответствие с ТД.Уровень масла в подшипнике должен быть немного ниже середины нижнего тела качения.Корпус должен быть заполнен пластичной смазкой от 1/3 до 1/2 свободного объема | ![]() |
1
|
Утечки смазки. Засорены отверстия для возврата (слива) масла в системуНасосный эффект уплотнений проводит к утечке масла. На ранней стадии развития дефектов шум и вибрация невелики | Прочистить отверстия.Удалить (тщательно) старое масло.Заполнить корпус свежим маслом в соответствии с требованиями ТД | ![]() |
1….3
|
Утечки смазки, проникновение загрязнений в подшипник. Дефект работы уплотненияУтечки смазки или попадание загрязнений в подшипник в результате неправильной установки (работы) и/или значительного износа контактных уплотнений | Промыть (тщательно) подшипник.Заполнить новой смазкой.Установить новое уплотнение в соответствием с требованиями изготовителя или ОТУ.При необходимости, восстановить нормальный контакт уплотняющей кромки манжетного уплотнения и вала | ![]() |
3
|
Утечки смазки. Нарушения плотности прилегания поверхностей в разъеме (стыке) составного корпуса подшипникаМасло вытекает из корпуса. Возможна значительная утечка смазки | Применение уплотняющих прокладок не рекомендуется.Проверить состояние поверхностей на соответствие требованиям ОТУ.При небольших утечках нанести на поверхности разъема слой герметика (позволит ликвидировать небольшую утечку).При значительных утечках заменить корпус | ![]() |
Неправильная индикация уровня масла: отверстия для вентиляции системы смазывания перекрытыНедостаток (отсутствие) смазки вследствие неправильной индикации уровня масла | Очистить запертое отверстие для выхода воздуха из указателя уровня масла | ![]() |
|
1, 3
|
Неправильная установка регулятора уровня маслаРегулятор уровня масла установлен слишком высоко или слишком низко.Регулятор уровня масла расположен неправильно относительно направления вращения подшипника | Остановить машину. Обеспечить номинальный уровень масла (уровень масла не должен превышать середины нижнего тела качения). Провести регулировку маслоуказателя в соответствии с ТД. Пустить машину и настроить регулятор при работающей машине. Обеспечить правильное положение регулятора относительно направления вращения | ![]() |
2
|
Интенсивный воздушный поток (при перепаде давлений воздуха), обдувающий подшипникПоток воздуха, направленный на подшипниковый узел, вызывает утечки масла (вентиляторы, воздуходувки, у которых забор воздуха происходит рядом с подшипником) | Минимизировать перепад давлений между боковыми сторонами подшипника — установить защитный кожух от воздушного потока. Изменить конструкцию уплотнений. Применить пластичную смазку |
![]() |
1, 6
|
Чрезмерный натяг (избыточное напряжение) в уплотненияхКонтактные резиновые уплотнения чрезмерно подпружинены; и/или работают баз смазки | Заменить на уплотнения с правильным пружинным натягом. Смазать уплотнения | ![]() |
2…5
|
Локальные дефекты (вмятины) на дорожках и телах каченияВозникают в результате ударов молотком) по подшипнику в процессе монтажа (нарушение технологии монтажа) | Заменить подшипник. Провести инструктаж (обучение) обслуживающего персонала.Для монтажа использовать специальный инструмент (втулки, безынерционные молотки, специальные нагреватели).Ударять по деталям подшипника (молотком) при сборке категорически запрещается | ![]() |
2…6
|
Загрязнение абразивными частицами. Загрязнения веществами, приводящими к коррозииПопадание в корпус подшипника: — инородных частиц-грязи, песка, и др.; — воды, кислоты или других веществ, приводящих к коррозии |
Промыть корпус и подшипник. Заменить изношенные уплотнения.Обеспечить защиту подшипника (изменить их конструкцию уплотнений, установить маслоотражательные кольца и др.) | ![]() |
Загрязнение корпуса подшипника (инородные частицы внутри корпуса)При сборке подшипникового узла из корпуса не удалили стружку, грязь, посторонние предметы и др. | Тщательно промыть детали узла. Заменить смазку (масло). Провести обучение (инструктаж) обслуживающего персонала | ![]() |
|
2, 4, 5
|
Неуравновешенность ротора, бой вала Вызывают высокие вибрации машины. При значительном развитии возможно обкатывание ротором неподвижного кольца подшипников | Измерить и устранить бой вала.Осмотреть подшипники и при необходимости заменить.Провести балансировку ротора | ![]() |
1, 3…6
|
Нарушения соосности сопрягаемых валовОсевой сдвиг или угловой излом валов валопроводаНарушения соосности корпусов подшипников Перекос оси отверстия относительно опорной поверхности. Отсутствие плоскостности или прямолинейности основания | Нарушения соосности сопрягаемых валов Осевой сдвиг или угловой излом валов валопровода Нарушения соосности корпусов подшипников Перекос оси отверстия относительно опорной поверхности. Отсутствие плоскостности или прямолинейности основания |
![]() |
2
|
Изменение цвета подшипника (для нагрева подшипника использовалось пламя горелки)Деформация вала и деталей подшипникового узла вследствие локального нагрева | Заменить подшипники с цветами побежалости на деталях.Провести подготовку (инструктаж) обслуживающего персонала.Локальный нагрев деталей (в т.ч. валов) приводит к неустранимым деформациям.Лишь в исключительных случаях при демонтаже может использоваться нагрев подшипников открытым пламенем | ![]() |
2, 5
|
Воздействие вибраций на невращающийся подшипник, повышенный шум подшипника (ложное бринеллирование)Подшипник подвергается воздействию вибрации (например, при транспортировке или при интенсивной длительной вибрации соседних машин) в неподвижном положении | Тщательно исследовать дорожки качения на предмет обнаружения вмятин с шагом, равным расстоянию между телами качения.Заменить подшипник.Обеспечить демпфирование вибрации. По возможности применять шарикоподшипники вместо роликовых.При транспортировке и разгрузке обеспечить предварительный натяг подшипников |
![]() |
2, 4, 5
|
Повышенный шум подшипника вследствие проскальзывания при разгонеОбразование лысок на телах качения вследствие проскальзывания в процессе чрезмерно быстрого разгона в условиях высокой нагрузки | Осмотреть тела качения и заменить подшипник, если обнаружены лыски.Для предотвращения проскальзывания обеспечить минимально необходимую нагрузку на подшипник при разгоне.Минимизировать число пусков | ![]() |
1…6
|
Деформация подшипника качения: 1. Посадкой в корпусе; причина — некруглое или недостаточное отверстие (в т.ч. из-за нагрева вала или подшипника), деформация корпуса, корпусные трещины. 2. Деформацией корпуса; причина — нарушения прилегания, отставания опоры, неплоскостность сопряженных опорных поверхностей, дефекты прокладок |
Осмотреть корпус для обнаружения трещин.Проверить количество подкладных пластин. Проверить отставания опор (наличие нежесткой, «мягкой» опоры).Измерить отверстие в корпусе, при необходимости расточить до номинального размера.Увеличить отверстие в корпусе, если в качестве плавающей опоры вместо цилиндрического роликоподшипника устанавливают радиальный шарикоподшипник.
Проверить плоскостность опорных поверхностей, лап и подкладных пластин |
![]() |
1…3, 6
|
Перекосы в уплотнениях, недостаточный зазор в лабиринтном уплотнении (износ в сопряжении уплотнений с неподвижной деталью: трение, задевания). Нарушение положения маслоотражательного кольца (задевания за подшипник) Вращающиеся части уплотнений или маслоотражательные кольца задевают сопряженную неподвижную деталь |
Проверить зазор между вращающимися элементами уплотнения, маслоотражательными кольцами, сопряженными деталями | ![]() |
1…3, 5, 6
|
Чрезмерный натяг подшипников (нарушение посадки) Чрезмерный натяг ПК при двухсторонней фиксации, в т.ч. при отклонении геометрических размеров от номинальных. Чрезмерный натяг ПК при двухсторонней фиксации вследствие удлинения вала (в т.ч. при недооценке влияющих на нагрев вала факторов) |
Уменьшить натяг до номинальной величины посредством установки подкладных пластин под поверхности сопряжения крышки.Обеспечить правильный зазор между заплечиком крышки и наружным кольцом подшипника: ослабить одну из крышек, используя подкладнце пластины, обеспечить зазор.По возможности, ограничить осевой зазор посредством пружинного нагружения наружного кольца | ![]() |
Чрезмерный натяг подшипника (нарушение посадки) Закрепительная втулка (гайка) чрезмерно затянута | Отпустить гайку закрепительной втулки.Затянуть гайку таким образом, чтобы втулка прочно сидела на валу, а подшипник свободно вращался.Зафиксировать втулку | ![]() |
|
2, 4, 5
|
Недостаточный зазор в подшипнике (нарушение посадки)Слишком мал внутренний зазор в подшипнике для условий работы с дополнительным нагревом вала. Расширение внутреннего кольца уменьшает номинальный зазор | Проверить соответствие зазора в ПК исходной спецификации. Если не соответствует — установить подшипник в соответствии со спецификацией. Если соответствует — заменить на подшипник с большим внутренним зазором: — СЗ вместо нормального; — С4 вместо СЗ |
![]() |
Избыточный зазор в подшипнике (нарушение посадки, люфт)Возникновение вибрации вследствие слишком большего зазора в подшипнике | Проверить соответствие зазора в подшипнике исходной спецификации.Если не соответствует — установить подшипник в соответствии со спецификацией.Для компенсации осевого и радиального зазоров плавающего подшипника применять подпружинивание наружного кольца в осевом направлении | ||
2…6
|
Нарушение посадки (люфт, свободная посадка, проскальзывание) подшипника на валуДиаметр шейки вала меньше номинального значения.Закрепительная втулка не обеспечивает достаточный натяг | Восстановить (напыление и др., затем шлифовка до требуемого размера) шейку вала в соответствии с требованиями КД.Правильно затянуть закрепительную втулку | ![]() |
3…5
|
Конусность шейки вала (концентрация напряжений в подшипнике). Конусность отверстия корпуса (концентрация напряжений в ПК)Неравномерная нагрузка на подшипник и концентрации напряжений из-за отклонения формы шейки вала или отверстия корпуса | Обработать шейку вала и/или отверстие корпуса, обеспечив требуемые посадку и точность формы.При необходимости заменить вал и/или корпус | ![]() |
2…6
|
Недостаточный размер заплечика валаИзгиб (деформация) вала вследствие недостаточного размера заплечика (малой поверхности контакта) | Проверить соответствие размеров заплечиков требованиями КД и/или справочников по ПК.Обработать галтели сопряжения.При необходимости установить проставочные кольца | ![]() |
1…3, 6
|
Избыточный размер заплечика валаЗадевания заплечика вала о детали (например, уплотнение) подшипника | Проверить соответствие размеров заплечиков требованиями КД и/или справочников по ПК.Обработать заплечик так, чтобы он не задевал за уплотнение и соответствовал требованиям КД или справочников по ПК | |
2…6
|
Недостаточный размер заплечика корпусаДеформация наружного кольца подшипника вследствие недостаточного размера заплечика (малой площади поверхности контакта кольца с заплечиком корпуса) | Проверить соответствие размеров заплечиков требованиями КД и/или справочников по ПК.Обработать галтели сопряжения заплечиков корпуса.При необходимости установить проставочные кольца | ![]() |
2, 3, 6
|
Избыточный размер заплечика корпусаЗадевания заплечика о детали (например, уплотнение) подшипника. Деформация уплотнения подшипника | Проверить соответствие размеров заплечиков требованиями КД и/или справочников по ПК.Обработать заплечик так, чтобы он не задевал за уплотнение и соответствовал требованиям КД или справочников по ПК | ![]() |
2…6
|
Избыточный радиус выточки на валу (недостаточная опора, изгиб вала)Изгиб (деформация) вала и внутреннего кольца подшипника вследсвие малой поверхности контакта | Обеспечить правильное прилегание подшипника и вала.Провести обработку галтели сопряжения заплечика вала в соответствии с требованиями КД или справочников по ПК (в соответствии с ISO 582-1979) | ![]() |
Избыточный радиус выточки в корпусе (недостаточная опора)Деформации корпуса и наружного кольца | Обеспечить правильное прилегание подшипника и вала.Провести обработку галтели сопряжения заплечика корпуса в соответствии с требованиями КД или справочников по ПК (в соответствии с ISO 582-1979) | ![]() |
|
3…6
|
Неперпендикулярность заплечиков вала или корпуса опорной поверхности фиксирующей гайки к посадочной поверхности вала. Вращение вала затрудненоОпорные поверхности заплечика вала или корпуса не перпендикулярны посадочной поверхности, вероятно это дефект изготовления или последствие деградации | Проверить перпендикулярность. Обработать детали подшипникового узла, обеспечив требуемую перпендикулярность | ![]() |
1…3, 5, 6
|
Избыточный размер (диаметр) шейки вала (чрезмерный нагрев подшипника во время работы)Слишком большой диаметр шейки вала приводит, вследствие расширения внутреннего кольца, к слишком малому зазору в подшипнике | Проверить соответствие посадочных размеров вала и подшипника.Перешлифовать шейку, обеспечить правильную посадку внутреннего кольца подшипника.При невозможности механической обработки использовать подшипник с большим внутренним зазором | ![]() |
1, 2, 5, 6
|
Задевания в подшипникеЛепестки стопорной шайбы задевают за подшипник | Демонтировать стопорную шайбу и осмотреть. Заменить шайбу или произвести рихтовку | ![]() |
2
|
Повышенный шум подшипника (обусловленный другими деталями — в основном задевания)Причина — подвижные детали в близости от подшипника | Тщательно проверить (по возможности прослушать) все подвижные детали машины на предмет задеваний, нарушений посадки и др. (например, близко расположенные к подшипнику детали на валу задевают о кожух или корпус подшипника) | |
1…5
|
Проворот наружного кольца подшипника в корпусе. Диаметр отверстия корпуса слишком большой. Чрезмерный нагрев подшипника во время работыДисбаланс ротора (вала).Износ посадочной поверхности, люфт.Отверстие в корпусе слишком большое, люфт | Провести балансировку ротора.Провести измерения размеров отверстий корпуса.Заменить корпус подшипника. | ![]() |
Увеличенное отверстие корпуса, люфт, деформации («разбивание» отверстия при длительной эксплуатации корпуса или при материале корпуса из легких сплавов)Отверстие корпуса «разбито» вследствие недостаточной твердости металла или длительной эксплуатации: в результате люфта наружное кольцо подшипника может проворачиваться относительно корпуса | Проверить соответствие посадочных размеров корпуса и подшипника.Расточить отверстие корпуса и установить (запрессовать) в него стальную втулку.Расточить втулку на требуемый размер | ![]() |
Спасибо, полезная информация :sigh:
Пожалуйста, Александр, будут вопросы — обращайтесь
Весьма полезная, любопытная информация. Большое спасибо!
Михаил, пожалуйста, заходите ещё — буду рад видеть
Спасибо, полезная информация
спасибо за полезную информацию