Подшипники качения делятся:
- по форме тел качения: — на шариковые и роликовые с цилиндрическими (короткими и длинными), витыми, игольчатыми, бочкообразными и коническими роликами;
- по числу рядов тел качения — на одно-, двух- и четырехрядные;
- по способу компенсации перекосов вала — на несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся;
- по способности воспринимать нагрузку преимущественно того или иного направления — на радиальные, радиально-упорные и упорные;
- по габаритам при одинаковом внутреннем диаметре — на серии: сверхлегкую, особолегкую, легкую, среднюю и тяжелую;
- по ширине подшипника — на узкие, нормальные, широкие и особоширокие.
Шариковые радиальные | |||
---|---|---|---|
Роликовые радиальные | |
---|---|
Радиально-упорные | ||
---|---|---|
Упорные | ||
---|---|---|
Установлено пять классов точности подшипников (в порядке повышения точности): 0, 6, 5, 4 и 2. Кольца и шарики подшипников изготовляют из сталей ШХ15, ШХ15СГ, ШХ20СГ, 18ХГТ, 20Х2Н4А. Основные типы подшипников качения приведены в таблице ниже.
Обозначение подшипника наносится на кольцо и отражает его Основные параметры и конструктивные особенности. Первые две цифры (справа налево) обозначают внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм он получается умножением числа из этих двух цифр на 5.
Для подшипников диаметром от 10 до 20 мм приняты следующие обозначения:
Маркировка | 00 | 01 | 02 | 03 |
Внутренний диаметр, мм | 10 | 12 | 15 | 17 |
Третья цифра справа обозначает серию подшипника: 8 и 9 — сверхлегкая; 1 и 7 — особолегкая; 2 — легкая; 3 -средняя; 4- тяжелая; 5 — легкая широкая; 6 — средняя широкая.
Четвертая цифра справа обозначает тип подшипника: 0 — радиальный шариковый однорядный; 1 — радиальный шариковый двухрядный сферический; 2 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 3 — радиальный двухрядный сферический с бочкообразными роликами; 4 — радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами и игольчатый; 5 — радиальный с витыми роликами; 6 — радиально-упорный шариковый; 7 — роликовый конический радиально-упорный; 8 — упорный шариковый; 9 — упорный роликовый.
Пятая и шестая цифры справа обозначают конструктивные особенности подшипника, седьмая цифра — серию подшипника по ширине: 1-нормальная; 2 — широкая; 3, 4, 5 и 6 — особо широкая; 7 — узкая.
Цифра впереди перед тире обозначает класс точности подшипника (класс точности 0 не маркируется).