Добрый день, дорогие друзья.

Сегодня рассмотрим устройства и механизмы для проведения стропальных и такелажных работ — общие сведения, их назначение и устройство.

Общие сведения

Строповка, перемещение и расстроповка грузов с использованием грузоподъемных кранов производится при помощи съемных грузозахватных устройств.

В зависимости от назначения, формы, размеров, массы груза и условий производства применяются грузозахватные устройства разных типов:

  • с жестким (захваты и траверсы) или гибким (из кусков каната, стропы) подвесом;
  • ручные, автоматические, дистанционные;
  • поддерживающие, зажимные, притягивающие, зачерпывающие.

Грузозахватные устройства называются поддерживающими, если груз зацеплен за элементы грузозахватного приспособления и поддерживается ими. Они подразделяются:

  • на стропы;
  • траверсы;
  • подхваты.

Грузозахватные устройства называются зажимными, если груз зажимается элементами грузозахватного приспособления и удерживается за счет силы трения. Они подразделяются:

  • на клещевые;
  • фрикционные;
  • эксцентриковые.

Грузозахватные устройства называются притягивающими, если груз удерживается за счет вакуумного, магнитного или электромагнитного взаимодействия между грузозахватным приспособлением и грузом. Они подразделяются:

  • на вакуумные;
  • магнитные;
  • электромагнитные.

Грузозахватные устройства называются зачерпывающими, если груз зачерпывается элементами грузозахватного приспособления и размещается внутри него.

Они подразделяются:

  • на грейферные;
  • ковшовые;
  • совковые.

 

Тали и электротали

Таль — это механизм для подъема легких грузов на небольшую высоту грузоподъемностью от 1 до 10т, состоящий из цепного полиспаста с ручным приводом от бесконечной цепи или рычажного храпового механизма.

Таль с червячным и ручным приводом - устройство

Таль с червячным и ручным приводом

 

На такелажных и монтажных работах применяют шестеренные тали различной грузоподъемности с червячным или ручным приводом (рис. 2.39). Тяговым органом в них служат сварные калиброванные цепи.

Тали с ручным приводом имеют ограниченную зону действия, т. е. ими можно поднимать груз только в том месте, где они закреплены. При подъеме груза таль верхним крюком подвешивают к конструкции здания, треногам, козлам. При колебательном движении рычага зуб фиксатора, зацепляясь с трещоткой, поворачивает ее. Вместе с трещоткой вращается ходовой валик, и через пару шестерен вращение передается ведомому валу, на который насажена ведомая звездочка. При вращении звездочка увлекает за собой цепь с грузовым крюком и поднимаемым грузом. В корпусе тали имеется тормозной диск и храповик с собачкой, дающие возможность останавливать груз в любом положении при его подъеме и опускании.

Чтобы расширить радиус действия тали, ее подвешивают к тележке, которая передвигается по путям, выполненным из двутавровых балок и подвешенным к перекрытиям (см. рис. 2.39, б). Такие пути называются монорельсами. Таль передвигается при помощи цепи, которая огибает приводное колесо, связанное шестернями с роликами ходовой тележки.

В связи с тем что работу с талями выполняют вручную, к тому же с приложением больших усилий, их применение на монтажных работах ограничено.

Чтобы облегчить труд и повысить скорость перемещения груза, используют электрические тали — тельферы (рис. 2.40). Электрическая таль состоит из полиспаста и электрической лебедки с барабаном для навивки каната. Электроталь подвешивается к тележке, передвигающейся по нижнему поясу монорельса.

Подъемным механизмом у электротали служит электрический привод. Передвигают элекгроталь вручную или электрическим приводом. Управляют подъемом и перемещением груза с пульта, который подвешен на гибком кабеле.

Тельферы грузоподъемностью 2, 3 и 5 тонн устройство

Тельферы грузоподъемностью 2, 3 и 5 тонн

Электротали могут перемещаться как на незначительные, так и на значительные расстояния. При передвижении на значительные расстояния ток подводится гибким кабелем, а в остальных случаях — троллеями, расположенными сбоку монорельса или под ним.

При помощи такелажных приспособлений поднимают, перемещают и устанавливают различные грузы. От надежности работы такелажных приспособлений зависит безопасность людей, поэтому исправности такелажных приспособлений уделяется особое внимание.

Все вновь поступившие на монтаж такелажные приспособления (блоки, полиспасты, лебедки, домкраты, якоря, тали и тельферы) перед началом работы проверяют в рабочем положении.

Рабочие, обслуживающие такелажные приспособления, должны периодически осматривать их в установленные сроки. Результаты осмотра такелажных приспособлений заносят в журнал учета и осмотра.

Блоки и полиспасты испытывают ежегодно. Домкраты испытывают ежегодно при периодическом техническом освидетельствовании. Испытание проводят статической нагрузкой, превышающей их предельную грузоподъемность не менее чем на 10 %, в течение 10 мин; при этом винты (рейки, шток) должны быть выдвинуты в крайнее верхнее положение.

Тали, тельферы и лебедки испытывают ежегодно, проверяя их нагрузкой, превышающей рабочую на 25 %. Тали и лебедки, предназначенные для подъема людей и взрывчатых грузов, при статическом испытании проверяют нагрузкой, превышающей в 1,5 раза их грузоподъемности, а при динамическом — нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10 %.

Для работы на высоте применяют следующие инвентарные приспособления:

  • леса;
  • подмостки;
  • ограждения;
  • лестницы;
  • монтажные люльки;
  • временные площадки.

Инвентарные приспособления изготавливают по типовым проектам и устанавливают с помощью монтажных кранов.

Такелажные работы, как правило, начинают с подготовительных работ. Вначале такелажников знакомят с технологической картой или технологической запиской. В соответствии с заданием подбирают необходимую оснастку, приспособления и механизмы.

При выборе способов подъема и перемещения грузов учитывают степень безопасности выбранного способа, а также следующие факторы:

  • топографические (рельеф местности, планировку, размеры опасной зоны и т.д.);
  • организационные (совмещение работ, условия действующего цеха);
  • метеорологические (температуру, ветер, туман, дождь, снегопад и т. п.);
  • границы опасных зон по действию опасных факторов;
  • эргономические (физическую и психологическую нагрузку на работающего, освещенность);
  • возможность наблюдения за движением груза;
  • связь между участниками подъема и перемещения груза.

 

Производственная тара

Тарой называют специальные приспособления, предназначенные для перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.

Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры и средства пакетирования. Тара заполняется не выше установленной нормы. Перемещение ее производится с помощью четырехветвевого стропа при равномерном натяжении всех ветвей.

Маркировка производственной тары.

Производственная тара должна иметь следующую маркировку:

  • регистрационный номер;
  • условное обозначение (для чего она предназначена);
  • масса тары (кг);
  • грузоподъемность (кг);
  • товарный знак предприятия-изготовителя.

Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).

Порядок осмотра тары и нормы ее браковки.

Тара, перемещаемая грузоподъемными кранами, на которую распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должна подвергаться периодическому осмотру не реже одного раза в месяц.

При осмотре тары проверяются:

  • наличие маркировки;
  • исправность фиксирующих и запорных устройств;
  • отсутствие трещин, износа или искривления захватных устройств для строповки.
  • Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается.

При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие требования (по ГОСТ 12.3.010-76):

  • тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;
  • способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций тары, включая местные;
  • груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов;
  • открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в закрытом положении;
  • опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;
  • перемещение тары волоком и кантованием не допускается;
  • использовать разрешается только исправную тару;
  • необходимо правильно штабелировать тару.

Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:

  • перед началом эксплуатации;
  • через каждые шесть месяцев эксплуатации;
  • после ремонта.

Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных устройств.

Изготовление грузозахватных устройств и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим чертежам организациями, имеющими лицензию на производство работ.

Грузозахватные устройства после изготовления подлежат испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность, на предприятии-изготовителе.

Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах должны заноситься в журнал учета грузозахватных устройств.

Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания, а также должны быть снабжены паспортом.

Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс производит лицо надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.

Выбор грузозахватного устройства для строповки груза.

После определения массы и габаритных размеров груза можно выбирать грузозахватные устройства.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке;
  • при длине груза 12 м и более следует применять траверсу;
  • при подъеме груза двумя кранами следует применять траверсу с балансирными стропами или с переставными обоймами;
  • строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение;
  • нужно учитывать возможность автоматизации захвата и освобождения груза;
  • собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой поднимаемого груза должна быть минимальной.

Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары владелец должен периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в следующие сроки:

  • каждый месяц — траверс, клещей и других захватов и тары;
  • один раз в 10 дней — стропов;
  • перед выдачей их в работу — редко используемых съемных грузозахватных устройств.

Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия браковку стропов производят в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддержания их в работоспособном состоянии.

Съемные грузозахватные устройства должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях. Они должны быть снабжены необходимыми маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные грузозахватные устройства следует хранить отдельно.

Съемные грузозахватные устройства необходимо в установленные сроки подвергать техническому освидетельствованию. Результаты освидетельствования заносятся в журнал регистрации грузозахватных устройств.
 

Теги: