Браковка канатов
При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
- характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
- разрыв пряди;
- поверхностный и внутренний износ;
- поверхностная и внутренняя коррозия;
- местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
- уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
- деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
- повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3.
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит органического сердечника браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).
Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате
поверхностного износа или коррозии, % 10 15 20 25 30 и более
Число обрывов проволок, % от норм 85 75 70 60 50
Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходмость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.
Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений сдирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при db≥1,08dk, где dв — диаметр спирали волнистости, dк — номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв≥4/3dк.
Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.
Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:
- корзинообразной деформации (рис. 2.7);
- выдавливания сердечника (рис. 2.8);
- выдавливания или расслоения прядей (рис. 2.9);
- местного увеличения диаметра каната (рис. 2.10);
- местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 2.4);
- раздавленных участков (рис. 2.11);
- перекручиваний (рис .2.12);
- заломов (рис. 2.13);
- перегибов (рис. 2.14);
- повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Для перехода на следующую страницу воспользуйтесь постраничной навигацией ниже
Очень грамотно и подробно передана тема. Спасибо.
Это все и так известно. Меня интересует качество канатов. На протяжении последних лет, в виду низкой стоимости, приобретали канаты Орловского завода. Это ужасная дрянь. Во первых не пропитан смазкой, да и что пропитывать, если сердечник не из пористого материала. Повышенный износ проволок, качество которых под большим вопросом. Кто сталкивался с канатами других производителей? Чей канат покупать?
Вячеслав, добрый день. У нас на производстве проблем с канатами не было. Думаю, что такой вопрос надо поднимать на форуме!
Добрый день сижу готовлюсь к экзамену,забрел на ваш сайт ,читаю тему про стальные канаты,нашел не совсем точное определение браковки ,у Вас написано так (При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется),нас учили так gри наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов НА ШАГЕ СВИВКИ при износе (или коррозии), равном 40 % и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
Шаг свивки находящихся и работе стальных канатов определяют следующим образом: на поверхности пряди наносят метку, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната. Канаты лифта — шестипрядные, и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку. Расстояние между метками А и Б принимают за шаг свивки каната.
А в общем спасибо за подобный сайт где можно найти много полезной информации.
С уважением Вячеслав