Канаты

Канаты

Браковка канатов

Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана.

При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

  • характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
  • разрыв пряди;
  • поверхностный и внутренний износ;
  • поверхностная и внутренняя коррозия;
  • местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
  • уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
  • деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
  • повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

браковка каната - определение числа обрыва наружных проволок

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит органического сердечника браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).

браковка каната - местное уменьшение диаметра каната

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.

Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате

поверхностного износа или коррозии, %                 10    15     20    25    30 и более

Число обрывов проволок, % от норм                       85    75    70    60        50

Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходмость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.

При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений сдирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при db≥1,08dk, где dв — диаметр спирали волнистости, dк — номинальный диаметр каната.

браковка стальных канатов, виды повреждений

браковка стального каната - виды повреждений

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв≥4/3dк.

Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.

Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:

  • корзинообразной деформации (рис. 2.7);
  • выдавливания сердечника (рис. 2.8);
  • выдавливания или расслоения прядей (рис. 2.9);
  • местного увеличения диаметра каната (рис. 2.10);
  • местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 2.4);
  • раздавленных участков (рис. 2.11);
  • перекручиваний (рис .2.12);
  • заломов (рис. 2.13);
  • перегибов (рис. 2.14);
  • повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Для перехода на следующую страницу воспользуйтесь постраничной навигацией ниже

4 комментария к «Канаты»

  1. Очень грамотно и подробно передана тема. Спасибо.

  2. Это все и так известно. Меня интересует качество канатов. На протяжении последних лет, в виду низкой стоимости, приобретали канаты Орловского завода. Это ужасная дрянь. Во первых не пропитан смазкой, да и что пропитывать, если сердечник не из пористого материала. Повышенный износ проволок, качество которых под большим вопросом. Кто сталкивался с канатами других производителей? Чей канат покупать?

  3. Вячеслав, добрый день. У нас на производстве проблем с канатами не было. Думаю, что такой вопрос надо поднимать на форуме!

  4. Добрый день сижу готовлюсь к экзамену,забрел на ваш сайт ,читаю тему про стальные канаты,нашел не совсем точное определение браковки ,у Вас написано так (При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется),нас учили так gри наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов НА ШАГЕ СВИВКИ при износе (или коррозии), равном 40 % и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

    Шаг свивки находящихся и работе стальных канатов определяют следующим образом: на поверхности пряди наносят метку, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната. Канаты лифта — шестипрядные, и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку. Расстояние между метками А и Б принимают за шаг свивки каната.
    А в общем спасибо за подобный сайт где можно найти много полезной информации.
    С уважением Вячеслав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector