Канаты

Канаты

Добрый день, дорогие друзья.

Я рад вас снова видеть на страницах информационно-инженерногопортала Веб-Механик.РФ

Сегодня мы рассмотрим тему «Грузоподъемные механизмы и устройства — Канат»

Основное назначение каната — для подъема и транспортировки грузов или людей. Также канаты служат для изготовления стропов.

Наиболее широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки
В данной статье мы рассмотрим устройство канатов, их назначение, классификацию, нормы браковки, соединение и крепление концов канатов

Стальные канаты

Cтальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации.

Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или канатами других полиспастов.

Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нормативным документам.
Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93, РД 10-231-98, ИСО 4308/1, ИСО 4308/2 и другими нормативными документами.

Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты (рис. 2.1) с различными техническими характеристиками.

Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т.д. Большое количество канатов расходуется на оснащение кранов, работающих в промышленности и строительстве.

Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки применяют только в том случае, если это предусмотрено проектом производства работ (ППР).

стальные канаты крестовой, односторонней свивки, кабельной конструкции
Стальные канаты

Канаты бывают одинарной и двойной свивки (рис. 2.2). Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат.

Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.

канаты одинарной и двойной свивки
Канаты одинарной и двойной свивки

По виду свивки стальные канаты бывают:

  • обыкновенные (раскручивающиеся);
  • нераскручивающиеся.

Для предохранения от раскручивания на концах канатов накладывают перевязки из 8…10 витков мягкой проволоки, называемой маркой.

Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки.

По направлению свивки канаты бывают:

  • правой свивки;
  • левой свивки.

По числу прядей канаты бывают:

  • однопрядные (или спиральные);
  • трехпрядные;
  • пятипрядные;
  • шестипрядные;
  • восьмипрядные;
  • восемнадцатипрядные.
На монтажных работах чаще применяют шестипрядные канаты с пеньковым сердечником.

По роду свивки проволок в прядях канаты бывают:

  • с точечным касанием (ТК);
  • с линейным касанием (ЛК);
  • с точечным и линейным касанием (TЛK).

В процессе эксплуатации каната типа ТК соприкасающиеся между собой проволоки сдвигаются одна относительно другой, что увеличивает их износ и повышает жесткость каната. В канатах типа ЛК исключено точечное касание проволок между слоями в прядях, что снижает степень износа и значительно повышает гибкость канатов.

Канаты типов ЛК и ТЛК, являясь наиболее прочными и износостойкими, находят все более широкое применение в промышленности.

Для такелажных работ и грузоподъемных механизмов применяют обычно стальные канаты типов ТК, ЛК и ТЛК, состоящие из шести прядей, с числом проволок 19, 37 и 61.

Канаты с числом проволок в пряди 19 жесткие, их применяют в основном для вант и оттяжек.

Канаты с числом проволок в пряди 37 и более используют для запасовки полиспастов, изготовления стропов, а также для других чалочных приспособлений.

На монтажных работах применяют следующие канаты: канат двойной свивки типа ЛК конструкции 6×19 (1 + 9 + 9) + 1 о.с., т.е. 6×19 (1 + 9 + 9) проволок и один органический сердечник (ГОСТ 3077—80); канат двойной свивки типа ТЛК конструкции 6×37 (1+6+15 + 15) + 1 о.с. (ГОСТ 3079-80).

Расчалки, ванты и тяги изготавливают из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80, ГОСТ 3077-80 и ГОСТ 3070-74; полиспасты, стропы изготавливают из более гибких канатов конструкции (6×36) + 1 о. с. (ГОСТ 7668-80).

С завода-изготовителя канаты принимают партиями. Партия состоит из канатов одного типоразмера в одной единице упаковки. Оформляют партию одним документом — паспортом.

В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине. При длительном хранении канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают.

Сведения о находящихся в эксплуатации канатах заносятся в специальный журнал учета канатов.
Канаты снабжают металлической или деревянной биркой, на которой указывается наименование или товарный знак завода-изготовителя, заводской номер, условное обозначение, длина (м), вес каната брутто (кг), отметка ОТК завода-изготовителя.

Для перехода на следующую страницу воспользуйтесь постраничной навигацией ниже

4 комментария к «Канаты»

  1. Очень грамотно и подробно передана тема. Спасибо.

  2. Это все и так известно. Меня интересует качество канатов. На протяжении последних лет, в виду низкой стоимости, приобретали канаты Орловского завода. Это ужасная дрянь. Во первых не пропитан смазкой, да и что пропитывать, если сердечник не из пористого материала. Повышенный износ проволок, качество которых под большим вопросом. Кто сталкивался с канатами других производителей? Чей канат покупать?

  3. Вячеслав, добрый день. У нас на производстве проблем с канатами не было. Думаю, что такой вопрос надо поднимать на форуме!

  4. Добрый день сижу готовлюсь к экзамену,забрел на ваш сайт ,читаю тему про стальные канаты,нашел не совсем точное определение браковки ,у Вас написано так (При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется),нас учили так gри наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов НА ШАГЕ СВИВКИ при износе (или коррозии), равном 40 % и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

    Шаг свивки находящихся и работе стальных канатов определяют следующим образом: на поверхности пряди наносят метку, от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната. Канаты лифта — шестипрядные, и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку. Расстояние между метками А и Б принимают за шаг свивки каната.
    А в общем спасибо за подобный сайт где можно найти много полезной информации.
    С уважением Вячеслав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector