Представление масел третьего поколения для подшипников жидкостного трения (ПЖТ) – скольжения (ПС), качения (ПК) и редукторов (прокатных станов)

И-Т-В ТУ 0253-001-49957086-2000

Отечественные масла первого поколения с 1964 г. – П-28, ПС-28, П-40 (без присадок).

Второе поколение разработки 1976 – 84 г. – серия И-…ПВ. Аналог по составу – ТНК-ПЖТ.

Третье поколение: с 2000 г. – серия И-Т-В (220;320;460) от ООО «МегаМас-2»

Масла ИТВ данного ТУ были созданы в 1999 г. с целью импортозамещения лучших зарубежных масел для ПЖТ по характеристикам серии масел SUNVIS-800WR компании SUNOCO г. Филадельфия США. Испытания масла и утверждение ТУ прошли в ОАО «ЭЗТМ» и ОАО «ВНИИ НП» в 2000-2002 г.г..

В этом масле используется запатентованное в 2008 г. изобретение «создание упругой прочной смазывающей масляной пленки повышенной толщины». Близкий аналог – изобретение JP 4154895 1992 г. компании Ниппон Стил Кэмикл и Корпорации Ниппон Стил.

Преимущества масел И-Т-В:

  • Отвечают требованиям санитарной безопасности — не содержат ядовитых присадок – трикрезил (арил)фосфат и бензтреазол (III класс опасности), как во 2-м поколении. Присадки только IV класса.
  • Позволяют повысить производительность прокатного стана за счет возможности масла выдержать увеличение давления на валок (прокатка толстого листа) и повышение скорости прокатки (прокатка тонкого листа); (проверено на стенде в ОАО «ЭЗТМ»).
  • Позволяют повысить качество поверхности проката (исключаются микробиения цапфы).
  • Универсальность — работают в ПЖТ (ПС), ПК и в редукторах стана.
  • Длительный и эффективный срок интенсивной службы масла – 22 – 24 месяца против 3-х-6-ти у И-…ПВ за счет стойкости масла к окислению и разрушению вязкостной присадки (проверено в ОАО «АЛКОА МР» на стане Кватро 2800, есть отзыв) ;
  • Сохранность деталей ПЖТ (испытание ГосНИИ № 25), меньший объем плановых и профилактических работ.
  • Меньше греются при увеличении скорости прокатки и давления, чем масла первого, второго поколения и импортные за счет специальной противоизносной присадки (в аналогах отсутствует).
  • Превосходят импортные масла для ПЖТ по несущей способности на 28 % (на 40 кг/см2 при оборотах вала свыше 620 об./мин. — стенд).
  • Очищают магистрали от отложений, снижая излишнее давление в сливной магистрали и исключая перелив масла в подшипнике через маслоотбойник, чем снижают долив на утечки с 70 до 4,3% в месяц.
  • Не создают маслошламовых отложений в подшипниках в контакте с водой из разрушенного полиизобутилена (масла II поколения) и гидратированных присадок;
  • Высокие деэмульгирующие и антипенные свойства на весь период эксплуатации (ноу-хау).

Это достигается за счет:

  • длительной высокой несущей способности и улучшенных вязкостно-температурных свойств, придаваемых синтетическим каучуком.
  • быстрой деэмульгации ( 5 мин.) и деаэрации (полное отсутствие пены) в течение всего срока службы.
  • отличных антиокислительных, противозадирных и противоизносных свойств.
  • индекс вязкости до 102 – 120.
  • антифрикционная присадка защищает от быстрого нагрева масло и ПЖТ.
  • присадки не вступают в реакцию с водой и не дают стойких эмульсий и шламовых осадков.
  • антикоррозионных свойств масла и водно-масляной эмульсии к материалам – баббиту и бронзе.
  • высокой степени очистки базового масла от вредных нефтяных примесей (ароматические и непредельные углеводороды, соединения серы, битумные смолы). Цвет масла 3 – 4,5 ед.
  • масло ИТВ слабо и долго теряет вязкость под нагрузкой (проверка прочности масел ТНК-ПЖТ и ИТВ ультразвуком). Масла II поколения разрушаются под нагрузкой, образуют «слоёный пирог» разных вязкостей, что вызывает микробиения цапфы валка и отражается на качестве поверхности проката.
  • масляная пленка масла ИТВ-460 в 6 раз толще пленки любого другого масла – 60 мкм (патент).

Масла серии ИТВ успешно, без единой аварии эксплуатировались в ОАО «Северсталь» в 2000-2003 г.г. в ЛПЦ-3; 2 и 1, на станах соответственно — «5000»; «2000»; «1700»; СПЦ на стане «350» в объеме 1020 тн. ИТВ-460 – 420 тн.

В ходе стендовых испытаний 2002 г. в ОАО «ЭЗТМ» масел класса 460 масло ИТВ-460 показало превосходство над аналогами от MOBIL и NESTE OIL по несущей способности на 28% на оборотах свыше 620 в минуту.

На прокатном стане «КВАРТО-2800» в ЗАО «АЛКОА Металлург Рус» (АМР) масло ИТВ-460 отработало 4 года (отзыв) 2006-2010.

Масло И-460ПВ там в 2005-06 г.г. уже через 3-6 месяцев становилось непригодным к эксплуатации — окисление, вспенивание, желирование, выпадение смолистых осадков, деэмульгация 3 часа (у свежего масла ПЖТ-546 в ЧерМК) и сливалось в отходы.

Масла ИТВ дают дополнительный эффект в защите баббитовых втулок-вкладышей ПЖТ, уплотнений из бронзы и резины от коррозии, что снижает количество сервисных работ. Смолы и обводненные присадки масел И-…ПВ, крошки баббита от износа втулки через 3-6 месяцев начинают засорять шламом дренажи, сливную магистраль, что и ведет к переливу масла через маслоотбойное кольцо подшипника и утечкам через уплотнение и подушки подшипников. Конструктивно утечек быть не должно. На практике они составляют 750% в год.

Обводненное масло II поколения дает разрушение деталей из баббита, бронзы, резины и коррозию стали. (опыты в ГосНИИ № 25). Поэтому они требуют скорой замены.

Импортные масла для ПЖТ занимают промежуточное положение между I и II классами.

Они произведены из высокоочищенного базового масла, имеют присадки (кроме противоизносной, что только у нас), но не загущены полимерами, которые повышают нагрузочную способность.

Трудность подбора противоизносной присадки в том, что почти все они вступают в контакт с водой, образуют стойкие эмульсии и вымываются. Но наличие её в нашем масле оправданно для ПЖТ без гидроподпора при запуске и остановке стана, для снижения нагрева масла и для возможности повышать нагрузку прокатки, что защищает баббитовую втулку от износа и крошения. Также дает маслу универсальность – и для подшипников и для передач редуктора.

Удалена из нашего состава антиржавейная присадка, которая защищает металлы тонкой липкой пленкой – основой для нарастания маслошлама гидратированных присадок и мехпримесей.

Защита от ржавчины за счет высокой чистоты базового масла и антиокислительных растворимых присадок.

Масла ИТВ являются универсальными, работающими также в смазке тяжелых зубчатых

передач прокатного стана на уровне редукторных масел SHELL OMALA и Mobilgear. Нормативы очистки и смазывающих свойств масел ИТВ выше импортных.

Стоимость ИТВ-460 в Москве 72000 руб./тн. наливом, 82000 – в бочках. Себестоимость наливом при цене базового масла КС-19п 39000 руб./тн. в Москве и процессинге – 15000 руб./тн. – 65 000 руб./тн. В т.ч. пакет присадок: – синт. каучук – 8000 руб./тн. масла, остальные присадки – 3000 руб./тн. масла. Доставка до 600 км – 3000 руб./тн. Цены ноября 2011 г.

Перед первой заливкой масел ИТВ требуется обязательная двойная промывка сливной магистрали от шлама штатных масел II поколения по инструкции и требованию ОАО «ЭЗТМ».

VysotskyCVsТак как характеристики масла ИТВ-460 далеко превзошли нормативы первоначального ТУ 2000 г., (нормативы для масел II поколения), то в плане регистрировать новые ТУ после 2000 маш.-ч. испытания под наблюдением по пунктам имеющейся программы ОАО «ЭЗТМ». В 2000 г. Череповецкий металлургический комбинат сразу взял масло в эксплуатацию, и без наличия программы не удалось составить подобающий отзыв об эксплуатации. Масла ИТВ дают большой суммарный экономический эффект. Фактически масла ИТВ оказались вне конкуренции. Но в России, парадокс, это оказалось препятствием из-за обязательности наличия альтернативы на тендерах. Лучший – не значит победитель. Патент на изобретение на наше масло позволяет покупать его по определению «закупка из одного источника».

 

Ждем предприятие, желающее обкатать наше масло по программе и подписать новые ТУ.

Разработчик Высоцкий Сергей Владленович

Отзыв о масле ИТВ-460 (218.1 KiB, 185 downloads)
 

Теги: ,