Многие из вас сталкивались с проблемой промывки старой системы смазки при полной замены смазочного материала. В минувшем кризисе это стало более актуально – потребители стали переходить на более дешевую смазку. Но не о качестве смазки я хотел поговорить в данной статье, а о самой процедуре замены. Дано: стан горячей прокатки (цветная металлургия), система смазки шестеренной клети главного привода, на которых установлены баббитовые подшипники скольжения. Система смазки – централизованная подача смазки осуществляется при помощи насосов МВН-10, производительностью 400 литров/мин, объем емкости – 12 куб.м, масла для тяжелонагруженных механизмов. Замена масла производится по паспортным данным – раз в шесть месяцев, что приводит к большим затратам и повышению себестоимости продукции. В результате многократного анализа и моего личного наблюдения, а так же, анализа отработанного масла, я пришел к выводу, что замену масла можно производить реже – по результатам хим анализа масла. Отбор масла на анализ производим раз в две недели. Если состояния масла подходит к порогу нестабильности (масло может отработать некоторое время, но требует замены) в кратчайшие сроки я произвожу замену масла. Примерный период замены увеличивается вдвое!!! Этот период зависит от условий эксплуатации. Замена масла производится по следующим этапам: 1. Слив масла из системы Масло из рабочей емкости перекачивается рабочими насосами в емкость для отработанных масел для последующей утилизации. Откачивается до уровня всаса. Остатки масла в емкости через дренажное отверстие сливаются в дренажный приямок, откуда откачивается в емкость для утилизации. Полный слив масла занимает 3-4 часа. 2. Подготовка промывочной жидкости. В связи с повышенными затратами не каждое производство позволяет себе приобретать промывочную жидкость. Поэтому, на данном этапе я использую керосино-маслянную смесь в соотношении 1:2 (технический керосин, масло – И-20, но лучше И-12). Керосин и масло заливаю в рабочую емкость, где они перемешиваются между собой при заливке. Емкость заполняю наполовину от рабочего уровня – 2 куб.метра керосина и 4 куб.метра масла. Данный процесс занимает от полутора до двух часов. Для качественного перемешивания смеси производим включение насоса на нижнем рабочем уровне. 3. Промывка системы. Промывка системы производится в течении 16-ти часов на неработающем оборудовании с увеличением давления в системе на 50% (3 бар при рабочем давлении 2 бар). В ходе промывки производится регулярный контроль температуры насоса (не допускать повышения температуры выше 50 градусов), уплотнений и уровня жидкости. 4. Слив промывочной жидкости Слив промывочной жидкости проводится по такому же алгоритму, как для рабочего масла. 5. Подготовке системы к заливке Поле слива масла необходимо произвести чистку рабочей емкости, удалив со стенок и дна емкости грязь и шлам, протерев затем вафельной тканью или невосистой ветошью. При выполнении данной работы необходимо обеспечить приток свежего воздуха в рабочую емкость и обеспечить максимальную безопасность работника. Так же необходимо прочистить картер шестерной клети и коллектора подачи смазки шестерной, а так же прочистить либо заменить фильтроэлемент. 6. Подготовка системы к работе По окончанию чистки системы производится заливка масла до рабочего уровня – 2/3 от объема бака (8 куб метра), после чего включаются насосы с превышением давления на 50% от рабочего для создания масляной пленки на всех рабочих поверхностях и выдавливания остатков промывочной жидкости на 4 часа. В ходе данной работы необходимо производить контроль уплотнений и соединений. По истечению четырех часов снизить давления до рабочего, сделать анализ масла и сдать оборудование в работу. О проведении замены масла необходимо сделать запись в паспорте или «деле» агрегата. Надеюсь, что мои рекомендации помогут вам в работе
Я - разработчик масла для ПЖТ, ПК и редукторов станов. Внесу свои дополнения в рекомендации Владимира. Промывка решает две задачи: 1. Удаляет остатки старого, чтобы не портить ими новое, и увеличивает ресурс масла. 2. Устраняет маслошламовые отложения и мехпримеси (окалина, крошка баббита), что устраняет засоры магистралей и резко снижает утечки - в 5 раз. Где промывают - долив 150% в год. Где не промывают после отечеств. масел - 750% даже в рамках одного предприятия. Предлагаю: 1. Не пожалеть лишний маслофильтр, заменить его перед промывкой и после. Промывочный фильтр после реанимировать в бензине-растворителе. Иначе липкий маслошлам забъет фильтр и усложнит промывку. После слива эмульсии керосин-масло провести короткую промывку маслом КС-19 (полчаса) для удаления остатков промывки. Иначе они испортят рабочее масло - 3% снизит вязкость с 460 сSt до 10-15%. Резко ухудшиться деэмульгация. Масло КС-19 после слива использовать с той же целью в следующих промывках. Если же эксплуатируется импортное масло или наше ИТВ-460, то полная промывка излишня. Достаточно лишь выдавить остатки старого масла с помощью КС-19. При переходе на импортное масло или наше при первой промывке после многих лет эксплуатации одной промывки недостаточно. Керосин с маслом лишь размягчит застарелые отложения маслошлама. После слива первой промывки необходима короткая 2-х часовая промывка нашим высокощелочным промывочным маслом, которое используется после многократно до сохранения щелочного числа. Статья чрезвычайно полезная. На многих предприятиях металлургии не знают, что это такое и зачем. Десятилетиями ни разу не промывали системы и даже не удивляются, привыкли, что утечки масла до 750% в год от объема полной заливки. Вношу свои дополнения к статьи, как исследователь свойств масел для прокатных станов. Второе важное замечание вновь повторю - такие сложные длительные промывки нужны при эксплуатации отечественных масел. В них есть чему разрушаться и создавать липкие пленочные отложения маслошлама, забивать трубки подвода масла к подшипнику и дренажи. Проводил экспертизы и спектральный анализ состава. В импортных маслах и нашем эти проблемы устранены. Есть моюще-диспергирующая присадка, нет пленочных липких антиржавейных присадок. Полимер в нашем импортный, дорогой, но наиболее прочный из существующих. Применяется в моторных маслах болидов Формула-1. И решена проблема деэмульгации, присутствующая в отечественных и импортных маслах. В отечественных из-за дефицита присадки-деэмульгатора, поглощаемой нефтедобычей и вымываемой при эксплуатации. В импортных её нет, так как нет проблемы обводнения из-за надежных уплотнений. Поэтому один раз хорошо промыть системы перед их заливкой, а затем при замене лишь выдавливать остатки чистым маслом близкой вязкости - КС-19п Газпромнефти - наиболее подходящее.